Несколько советов для начинающих водителей, собравшихся в дальнюю дорогу:
-
Необходимо учитывать грузоподъемность Вашего автомобиля. В соответствии с Правилами дорожного движения масса перевозимого груза не должна превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
-
Багаж всех членов семьи лучше компоновать по назначению вещей (купальные, теплые, постельные, спортивные). Продукты и различные мелочи упаковать в последний момент. Не исключайте ремонт в пути, положите инструменты поближе. При этом сам багаж не должен доставлять неудобства водителю и пассажирам.
Автомобиль должен быть чистым как снаружи, так и изнутри, особенно это касается стекол и фонарей, хорошо виден остальным водителям. Из-за длительного напряжения, темноты зрение водителя ослабевает. Если свет ламп ослабел, уменьшилась прозрачност
стекла
лампы, ее необходимо заменить. Два-три раза в год необходимо снимать фары или колпаки задних фонарей и очищать лампы.
-
Очистите или замените свечи зажигания, если вы ездите с ними достаточно давно, так как они могут внезапно отказать и двигатель не заведется.
-
Не забудьте заменить масло во всех емкостях, если его нельзя купить на любой бензоколонке, то следует взять запас. Не будет лишней пятилитровая канистра топлива. Для малых аккумуляторных батарей необходимо взять с собой емкость с дистиллированной водой, а сами батареи при необходимости подзарядить, очистить, добавить электролита.
-
Проверьте болты и гайки на двигателе и шасси, тормозную систему, шины и колеса. При необходимости обратитесь к специалисту. Не желательно отправляться в отпуск со старыми или только что приобретенными новыми шинами. Дефекты на новых шинах обнаруживаются после 500 км. Проведя балансировку колес, Вы улучшите ходовые качества автомобиля, уменьшите износ подшипников и шкворней рулевого механизма.
Если вам удастся, собравшись заранее, посвятить вечер и ночь перед отъездом отдыху, постарайтесь выехать утром пораньше. При утренней прохладе, когда на дороге мало автомобилей, ехать гораздо приятнее. Это позволит как можно дольше оттянуть момент сильного утомления.
Утомление в результате длительного вождения автомобиля отличается от того состояния, которое вызвано тяжелой физической работой. Управление автомобилем создает наибольшую нагрузку не на мышцы тела, а на центральную нервную систему.
При утомлении снижается внимание водителя, появляются ошибки в его действиях, ухудшается координация движений. Наиболее частым и опасным проявлением утомления является сонливость.
По результатам исследований, у 60 % людей, длительно управляющих автомобилем, через 3—3,5 ч появляется сонливое состояние. Считается, что заснувшие водители являются виновниками 1,7—2,4 % всех дорожно-транспортных происшествий.
Сонливости способствуют следующие факторы: недостаточный отдых перед поездкой, обильная пища, высокая температура окружающего воздуха, монотонность дорожной обстановки. На водителя неблагоприятно действует, когда пассажиры в его машине спят.
У водителей наблюдается также специфический вид утомления при длительном однообразном движении, которое проявляется своеобразным изменением психики. Человека клонит ко сну, появляются слабость, апатия, притупляется внимание и чувство ответственности, происходит нечто вроде временной потери сознания. Человек теряет ощущение скорости и дистанции, но продолжает вести машину. В таком состоянии, управляя автомобилем почти автоматически, водитель может проехать многие километры пути.
Такой вид утомления, отличающийся от обычного сонного оцепенения, называется заторможенным состоянием, дорожным гипнозом, ступором, сонным опьянением. Это состояние —не редкость. Все водители с большим стажем отмечают, что они испытывали его неоднократно. Заторможенное состояние, как показали исследования, является причиной 1 —3 % всех дорожных происшествий, причем, как правило, это наиболее тяжелые случаи.
Для снижения утомления, борьбы с сонливостью и заторможенным состоянием рекомендуется использовать средства, активизирующие внимание водителей. Наилучшее из них то, которое нарушает монотонность движения и предупреждает сонливость и заторможенность, —частые, пусть даже кратковременные, остановки. В длительных поездках желательно делать пятиминутные остановки после каждого часа движения. На остановках следует обязательно выходить из машины. Общая продолжительность управления автомобилем в течение суток должна составлять не более 10 ч.
Примерно через каждые 2 ч движения, а также при ощущении усталости рекомендуется выполнять несложный комплекс гимнастических упражнений в течение 3—5 мин. Приводим описание комплекса, специально разработанного для лиц, управляющих автомобилем.
Упражнение 1. Прогибы туловища назад с запрокидыванием головы. Выполнять 5—10 раз. Упражнение 2. Поворот туловища в сторону с одновременным наклоном до касания пальцами ступней ног. Выполнять 5—10 раз в каждую сторону. Упражнение 3. Глубокие приседания. Выполнять 8—10 раз. Упражнение 4. Делать максимальные махи ногой вперед-назад, держась за автомобиль. Выполнять 5—10 раз каждой ногой. Упражнение 5. Максимальные наклоны назад, вперед, влево, вправо, круговые движения туловища (руки над головой). Выполнять каждое движение 3—5 раз. Упражнение 6. Бег в течение 15—60 секунд (можно на месте). Перейти на спокойную ходьбу.
Неплохо рассеивают сонливость свежий воздух (откройте форточку), а также интересная беседа с пассажиром. Хорошее действие оказывает прослушивание радиоприемника или магнитофона, но только при соблюдении некоторых ограничений. Так, громкость не должна быть слишком большой. Кроме того, не рекомендуется слушать передачи при движении в сложных условиях (в городе, в горах). Периодически следует выключать радиоприемник.
Если после принятия этих мер чувство сонливости не уменьшится, нужно просто хорошо отдохнуть. Следует отвести автомобиль за пределы дорожного полотна и постараться вздремнуть. Даже 15—20 минут сна оказывают на водителя поразительно освежающее действие. Если вы не в состоянии заснуть, просто спокойно посидите несколько минут с закрытыми глазами. Помните, что эти «потерянные»15—20 мин могут спасти вам жизнь.
Водитель быстрее утомляется при высокой температуре воздуха. В жаркую погоду вероятность ошибки в управлении возрастает, время реакции увеличивается почти вдвое. В жару следует чаще отдыхать и использовать для езды более прохладное время суток, скорость движения должна быть ниже.