Вождение и аварийные ситуации.
Вождение автомобиля дело серьёзное и ответственное и относиться к нему нужно соответственно. Но при
вождении
могут возникнуть ситуации, когда не всё зависит от водителя. Нередко дорожное полотно, автомобиль или сосед по транспортному потоку могут преподнести самый неприятный сюрприз. Давайте разберёмся, как действовать в ситуации, когда избежать столкновения уже нельзя. В такой ситуации нужно, прежде всего, понимать, что следует беспокоиться о людях, а не о машинах.
Инженеры-конструкторы действуют именно так при проектировании автомобилей. В автомобиле есть так называемая «активная»и «пассивная»безопасность. Активная безопасность действует автомобиля действует в любой момент
вождения
. Она представляет собой способность автомобиля маневрировать, тормозить и даже ускоряться. Иными словами она призвана предотвратить столкновение, исправить ошибки во допущенные во время
вождения
вами или другим водителем, по средствам какого-то манёвра.
Пассивная безопасность вступает в действие, когда водитель сделал всё что мог, но ошибку в
вождении
исправить не удалось и происходит столкновение и надеется остаётся только на свой автомобиль. Как правило, большинство серийных автомобилей тестируются на эту самую пассивную безопасность, которая призвана не допустить, чтобы люди платили здоровьем за ошибки в
вождении
. По результатам таких тестов автомобили набирают балы и им присваивают «звёзды»за безопасность. Сейчас далеко не редкость, если современный средний семейный седан или маленький хетчбэк от ведущих авто производителей набирают по 5 «звёзд». Хотя даже дорогие автомобили. Которые были спроектированы 15-20 лет назад набирали всего лишь 2-2,5 звезды. Сейчас права на выпуск многих этих автомобилей проданы. И они выпускаются под другими марками в Китае, в России и в других странах.
Основными параметрами пассивной безопасности –масса автомобиля и деформируемость кузова автомобиля. С первым всё просто, чем больше масса тем он безопаснее, это следует из закона импульса и курса физики средней школы. С деформируемостью всё немного сложнее. При ошибки в
вождении
, в следствии которой произошло столкновение, кузов автомобиля должен не просто смяться на половину в произвольном порядке, он должен сделать это по заранее запрограммированной схеме, так чтобы салон и пассажиры в нём остались невредимы.
Теперь несколько видов столкновения автомобиля.
Начнём с бокового удара. Такой вид столкновения является одним из наиболее травмоопасных. Происходит это из-за того что зона деформации здесь наименьшая, ремни и подушки безопасности рассчитаны на фронтальное столкновение. Но сейчас пытаются решать и эту проблему. Устанавливают боковые подушки безопасности, сидений становиться всё более развита боковая поддержка, устанавливаются двойные преднатяжитяли ремней.
Как всё это происходит? Представьте, что произошла не поправимая ошибка при
вождении
. Долю малую долю секунду назад произошёл удар. Ремни притянули вас в сиденье и сдавили грудную клетку так, что еще немного —и воздуха не хватит даже на один вдох. Усилительная балка в вашей двери прогибается, стараясь смягчить удар. Остались считанные доли секунды до того как ваше тело с огромной силой бросит в сторону по направлению удара и вы услышите звона осыпающегося стекла.
Давайте попытаемся мысленно остановить время на том моменте, когда стало понятно, что ошибка в
вождении
привела к столкновению и через долю секунды произойдёт авария. Правильные действии в такой ситуации такие: подбородок сильно прижат к груди, глаза зажмурены (осколки разбитог
стекла
могут лишить вас зрения), держаться за ручки на потолке или на дверях не стоит, может прижать, если удар придется в вашу сторону (по этой же причине не держитесь за сиденье). Скрестите руки на груди так, чтобы спина немного округлилась, ноги подожмите, но не засовывайте их под сиденье. Теперь можно уповать только на прочность кузова, ремней и креплений сиденья. Потренируйтесь принимать это положение, а в случае, когда удар неизбежен, постарайтесь принять его автоматически.
Сам боковой удар явление достаточно редкое. Причин возникновения, какого удара может быть всего несколько. Это всё то же не аккуратное
вождение
: проезд на красный свет, ошибка в выборе скорости при повороте и как следствие занос. Чтобы сего этого избежать совет один –
вождение
должно быть аккуратным. Проезжайте перекресток внимательно и осторожно, ни в коем случае не пытайтесь проскочить на желтый или мигающий зеленый, трогайтесь не торопясь, убедившись, что все, кто торопится угробить себя и окружающих, уже пересекли перекресток в перпендикулярном направлении. Помните:
вождение
не может быть слишком аккуратным! Если всё-таки попали в ситуацию, когда столкновения избежать уже невозможно, то постарайтесь хотя бы минимизировать последствия. Действуя рулём, газом или стояночным тормозом и газом, постарайтесь подставить под удар переднюю или заднюю часть автомобиля, сводя к минимуму деформацию салона.
Теперь несколько слов о безопасности задних пассажиров. Как правило, при обычных условиях и при обычном
вождении
, места на заднем диване самые безопасные, особенно в современных автомобилях. Но это никак не отменяет необходимости пристёгиват
ремни безопасности
для задних пассажиров. Если ремни не предусмотрены по конструкции и удар направлен в вашу сторону, не держитесь за ручки на двери и потолке, используйте как упор спинку переднего сиденья.
Не забывайте главное правило: «
Вождение
автомобиля должно быть аккуратным». Соблюдайте правила дорожного движения, следите за техническим состоянием автомобиля, не пытайтесь сэкономить несколько секунд. Всё это может помочь уберечься от беды.